Новости

18-19 апреля 2024 года

II Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в методике преподавания гуманитарных дисциплин»

25-26 апреля 2024 года

Всероссийская научно-практическая конференция «Семья как стратегический ресурс развития российского общества и государства»

16-18 мая 2024 года

Международная научно-практическая конференция «Web-технологии в образовании: традиции, инновации, опыт»

26-27 сентября 2024 года

Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Современные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России и за рубежом»

24-25 октября 2024 года

Всероссийская научно-практическая конференция «Современное естествознание и естественно-математическое образование»

24-25 октября 2024 года

ХVIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения»

19 ноября 2024 года

Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическое образование: традиции и инновации, пространство и возможности»

20 ноября 2024 года

Всероссийская научно-практическая конференция «Наука молодых»

Мониторинг результатов наставнической деятельности
string(0) ""
bool(false)

На завершающем этапе реализации проекта «Центр наставнического сопровождения молодых педагогов "Импульс роста"» (Договор №: 52-2300228) проведен мониторинг результатов наставнической деятельности. В опросе участвовали 20 школьников, 573 студента, 75 молодых педагогов. Диагностика проводилась доцентами Левкиной Е.В. и Щелиной С.О. во время встреч на территории Арзамасского филиала в ходе проводимых мероприятий для старшеклассников, консультаций студентов выпускных курсов и семинаров для начинающих учителей. Полученные результаты позволили проанализировать изменение у старшеклассников, студентов-выпускников и начинающих педагогов отношения к реализации наставничества, выявить динамику повышения мотивации к осуществлению наставничества и увеличению стремления к профессиональному, карьерному духовно-нравственному и личностному росту. Результаты анализа будут использованы для разработки методического обеспечения дальнейшей деятельности Центра наставнического сопровождения молодых педагогов по завершению проекта.

18.11.2023

 
Конференция "Наставничество как трансфер к новым возможностям в образовании: модели, формы, перспективы, риски"
string(0) ""
bool(false)

Приветствие участникам конференции "Наставничество как трансфер к новым возможностям в образовании: модели, формы, перспективы, риски" направила Ольга Викторовна Петрова, заместитель министра науки и образования РФ.

"Замечательно, что мероприятие проходит в преддверии большого государственного праздника – Дня народного единства. Убеждена, что наставничество очень тесно связано с российским культурным кодом. Ведь это то, что нельзя навязать, то, что идет от сердца – внутренний позыв на добро, позитив, развитие.

Год педагога и наставника, безусловно, усиливает значимость конференции, обращая внимания общества на педагогическую деятельность. Это очень важно. Но надо понимать, что педагогика и наставничество всегда в фокусе внимания специалистов. Арзамасский филиал ННГУ доказывает это своей многолетней практикой. Благодарю коллектив вуза и лично директора филиала Тамару Тимофеевну Щелину за вклад в наше общее дело.

Желаю коллегам плодотворной работы! Среди участников представители всех уровней образования и воспитания от детского сада до поствузовской подготовки. Такие мероприятия – это маяки, которые собирают вместе профессионалов и помогают лучше понять, где мы находимся и как двигаться дальше. Уверена, что подготовленный сборник статей и методических материалов станет хорошим ориентиром для будущих и начинающих педагогов. Наставник есть у каждого! Всем удачи и пусть все получится!"

02.11.2023

 
Тренинг для учащихся психолого-педагогических классов "Я-наставник: духовно-нравственный формат психолого-педагогического портрета"
string(0) ""
bool(false)

В соответствии с задачами проекта «Центр наставнического сопровождения молодых педагогов "Импульс роста"» (Договор №: 52-2300228) в течение сентября проходил и в начале октября завершился тренинг для учащихся психолого-педагогических классов "Я-наставник: духовно-нравственный формат психолого-педагогического портрета ".

Цель тренинга: актуализация духовно-нравственного аспекта психолого-педагогического портрета современного наставника, поиск наставнического потенциала обучающихся психолого-педагогических классов. Интересные задания, упражнения, дискуссионные обсуждения с ребятами организовывали к.п.н. доцент Лёвкина Е.В., к.психол. н. Щелина С.О., старшие преподаватели Щеулова Е.А, Николаева Л.В.

В ходе тренинга старшеклассники анализировали важные для наставничества личностные и духовно-нравственные качества, организационные и коммуникативные способности, определяли оптимальные для себя направления и формы наставнической деятельности. По мнению ребят, полученный опыт позволит им сориентироваться в особенностях своего личностного развития, духовно-нравственного становления скорректировать профессиональный выбор, определить оптимальные пути и способы тренировки необходимых для наставнической деятельности компетенций.

Состав участников значительно расширился, к ребятам г.о.г. Арзамас (МБОУ СШ №14,16) присоединились обучающиеся психолого-педагогических классов общеобразовательных организаций Гагинской СОШ. По итогам тренинга было принято решение в каникулы провести общее мероприятие (стратсессию) с участием 5 команд по 10 человек (всего 50 человек).

08.10.2023

 
Траектория сотрудничества студентов-выпускников на творческой мастерской «Эффективные практики-наставничества»
string(0) ""
bool(false)

В октябре 2023 г. на базе Арзамасского филиала ННГУ в рамках работы Центра наставнического сопровождения молодых педагогов «Импульс роста» продолжила свою работу серия творческих мастерских для студентов-выпускников на тему: «Эффективные практики-наставничества». Работа Центра осуществляется благодаря финансовой помощи и реализации гранта, поддержанного фондом гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», а также при поддержке Департамента образования администрации г.о.г. Арзамас Нижегородской области.

Так, 27 октября 2023 г. участниками серии творческих мастерских стали уже студенты, обучающиеся на выпускных курсах очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета (всего более 130 человек).

В состав организационного комитета вошли ведущие преподаватели психолого-педагогического факультета (Лёвкина Е.В., Кузина И.В., Миронычева В.Ф., Федосеева Н.В., Горская С.В., Щелина С.О.), который возглавила директор Арзамасского филиала ННГУ, д.п.н., проф. Щелина Т.Т. которая в приветственном слове обозначила актуальность темы наставничества.

Цель мастерской – содействовать профессиональному росту студента-выпускника через определение его потенциала на основе знакомства с лучшими практиками наставничества среди коллег. В рамках работы творческих мастерских студенты-выпускники прослушали выступления ведущих преподавателей филиала, познакомились с различными технологиями и практиками современного наставничества, Организаторам удалось создать условия для обмена студентами-выпускниками собственными практиками в области наставничества, осуществить целенаправленную деятельность по развитию у студентов-выпускников устойчивого интереса к профессиональному сотрудничеству, а также включить студентов-выпускников в проектную деятельность по построению Программы наставничества студента-выпускника «Путь к успеху».

На разных этапах мероприятия студенты осуществляли творческий поиск эффективных способов реализации практики наставничества в рамках треков: педагог-педагог, обучающийся-обучающийся, родитель-педагог и родитель-обучающийся. Также сделали глубокий анализ собственного «Я» в отношении возможности наставничества на данный момент оучения.

В заключение мероприятия состоялась проектная деятельность по построению программы наставничества студента-выпускника «Путь к успеху» (модератор – Щелина С.О., к.пс.н., доцент кафедры общей и практической психологии Арзамасского филиала ННГУ), а также подведение итогов творческой мастерской в виде открытого микрофона на тему: «Траектория сотрудничества».

28.10.2023

 
Развиваем навык чтения у первоклассников в игре
string(0) ""
bool(false)

Развитие навыка чтения у младших школьников в игровой форме – это увлекательный и занимательный вариант проведения урока. Первоклассники не просто заучивают буквы и складывают их в слоги, они целиком погружаются в процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий, приобретают навык чтения без лишних усилий, овладевают сложными знаниями.

26 октября 2023 года, решая задачи проекта Нижегородской региональной общественной организации милосердия и социальной помощи детям «АРЕТЕ» (Добродетель) «Учимся вместе», преподаватель психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ Лихачева Наталья Николаевна со студентами 1 курса профиля «Логопедия» провели логопедические занятия по развитию навыка чтения для обучающихся первых классов Арзамасской православной гимназии.

На первых минутах урока первоклассников захватила игра «Будь внимателен!», в процессе которой на предложенный сигнал нужно выполнить определенное действие.

Младшим школьникам был предложен ряд коррекционных упражнений по предупреждению нарушений письменной речи, которые смоделированы из пособий, приобретенных НРОО «АРЕТЕ» (Добродетель) для учителей начальных классов. Такие упражнения очень полезны для первоклассников:

  • соберите слова из слогов, написанных на кружочках зеленого, желтого, а затем синего цвета;
  • расшифруйте слова, в которых гласная буква «о» зашифрована цифрой 1, а гласная буква «а» - цифрой 2;
  • выделите первый звук из названия картинок, около картинки, название которой начинается со звонкого согласного звука нарисуйте колокольчик, отметьте цифрой количество слогов в каждом слове.

Динамическая пауза «Гимнастика для мозга» помогла снять усталость. Под руководством студентов первоклассники под музыку выполняли упражнения на развитие межполушарных связей «Лезгинка», «Колечко», «Змейка», «Ребро, кулак, ладонь», «Зайчик – сосна».

Учащиеся с удовольствием справились с заданиями на внимание и понимание прочитанного «Было ли такое предложение в рассказе или нет?» после прослушивания короткого по объему текста «Пернатые друзья».

Младшим школьникам понравились хитрые вопросы на развитие логического мышления «Чего меньше – осенних дней или дней недели?», «Саша стоит правее Коли, а Коля стоит правее Серёжи. С кого начинается ряд?» и другие.

Результаты проведенных занятий показали, что многие первоклассники не справились с заданиями и в дальнейшем нуждаются в коррекционной помощи логопеда с целью предупреждения нарушений письменной речи.

Организация таких занятий полезна не только для младших школьников, потому что помогает в игровой форме им овладевать сложным навыком чтения, но способствует формированию у студентов интереса к будущей профессии учителя-логопеда, вовлечению их в мир логопедии.

26.10.2023

 
Творческая мастерская «Эффективные практики-наставничества»
string(0) ""
bool(false)

В августе-сентябре 2023 г. на базе Арзамасского филиала ННГУ в рамках работы Центра наставнического сопровождения молодых педагогов «Импульс роста» проходила серия творческих мастерских для студентов-выпускников на тему: «Эффективные практики-наставничества». Работа Центра осуществляется благодаря финансовой помощи и реализации гранта, поддержанного фондом гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», а также при поддержке Департамента образования администрации г.о.г. Арзамас Нижегородской области.

Так, 25 августа и 08 сентября 2023 г. участниками серии творческих мастерских стали студенты, обучающиеся на выпускных курсах очной и заочной форм обучения историко-филологического факультета и факультета естественных и математических наук (всего более 170 человек), целью которых являлась мотивация к профессиональному росту студентов-выпускников методом самообразования через знакомство с лучшими практиками наставничества.

В состав организационного комитета вошли ведущие преподаватели психолого-педагогического факультета (Лёвкина Е.В., Кузина И.В., Миронычева В.Ф., Федосеева Н.В., Горская С.В., Щелина С.О.), который возглавила директор Арзамасского филиала ННГУ, д.п.н., проф. Щелина Т.Т. В приветственном слове Тамара Тимофеевна обозначила актуальность темы наставничества, а также определила перспективные направления развития наставничества среди студентов-выпускников.

В рамках творческих мастерских состоялись встречи, где студенты-выпускники прослушали выступления ведущих преподавателей филиала и увидели презентацию технологий и практик современного наставничества:

1. Современные технологии и практики передачи передового педагогического опыта наставника.

Горская Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ.

2. Медиатека как инновационная форма передачи лучших образцов творческих продуктов педагогов и их методического опыта.

Федосеева Наталия Викторовна, к.п.н., доценты кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ.

3. Коучинг как эффективная практика передачи опыта современного наставника».

Кузина Ирина Валерьевна, к.п.н., доценты кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ.

Миронычева Валентина Федоровна, к.п.н., доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ.

4. Блог как средство профессионального развития и трансляции лучшего педагогического опыта наставника.

Лёвкина Елена Викторовна, к.п.н., доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ.

Щелина Светлана Олеговна, к.пс.н., доцент кафедры общей и практической психологии психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ.

В ходе мероприятия также была организована творческая мастерская «лучшие практики наставничества» (модератор – Лёвкина Е.В., к.п.н., доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования).

В рамках мероприятия выпускники сначала определили личностные компетенции современного наставника, а затем осуществляли творческий поиск эффективных способов реализации практики наставничества в рамках треков: педагог-педагог, обучающийся-обучающийся, родитель-педагог и родитель-обучающийся. Также сделали глубокий анализ собственного «Я» в отношении возможности наставничества на данный момент оучения.

В заключение мероприятия состоялась проектная деятельность по построению программы наставничества студента-выпускника «ПУТЬ К УСПЕХУ» (модератор – Щелина С.О., к.пс.н., доцент кафедры общей и практической психологии Арзамасского филиала ННГУ).

08.09.2023

 
Польза кинезиологии и нейропсихологии в школе и дома
string(0) ""
bool(false)

30 октября 2023 года, реализуя задачи проекта Нижегородской региональной общественной организации милосердия и социальной помощи детям «АРЕТЕ» (Добродетель) «Учимся вместе», преподаватели психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ Лихачева Наталья Николаевна и Патрикеева Элла Геннадьевна организовали групповую консультацию «Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у детей?»

Целевой аудиторией стали родители учащихся начальных классов Частного общеобразовательного учреждения религиозной организации «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» «Арзамасская православная гимназия имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии».

Наталья Николаевна, учитель-логопед высшей категории, рассказала родителям о том, что такое межполушарное взаимодействие, как и зачем его развивать у ребенка, перечислила функции, которые выполняют левое и правое полушария. Особое внимание сконцентрировала на признаках несформированности межполушарного взаимодействия.

Элла Геннадьевна, педагог-психолог, показала родителям как можно самостоятельно определить латеральный профиль и рассказала участникам о необходимости своевременного определения индивидуального латерального функционального сенсомоторного профиля ребёнка для его дальнейшего успешного обучения в школе. Докладчик подчеркнула, что доминирующее полушарие важно учитывать и в особенности развития детей.

Особенности индивидуального латерального профиля, кроме речевого аспекта, накладывают отпечаток на интеллект и психическое здоровье ребёнка. Ведь, к каждому ребёнку нужен сугубо индивидуальный подход, способный в будущем благотворно сказаться на его психическом и умственном развитии.

Далее выступающие обратили внимание на признаки слабого межполушарного взаимодействия, пояснили, что таланты у полушарий разные, что любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счёт и чтение обеспечиваются слаженной работой обоих полушарий.

Родителям были предложены различные методы и способы, учитывающие доминирующее полушарие, игры и упражнения для развития межполушарных связей, так как от слаженной работы системы нервных волокон во многом зависит развитие и воспитание ребенка, его успешность в обучении.

30.10.2023

 
Серия творческих мастерских «Опыт наставнической деятельности педагогов светских и православных образовательных организаций»
string(0) ""
bool(false)

В Арзамасском филиале ННГУ в августе-сентябре в рамках гранта «Центр наставнического сопровождения молодых педагогов «Импульс роста», № договора 52-2300228) при поддержке Фонда гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» прошла серия творческих мастерских «Опыт наставнической деятельности педагогов светских и православных образовательных организаций», целью которых стало стимулирование наставнической деятельности молодых педагогов образовательных организаций, обмен научными результатами и практическим опытом, выявление профессиональных запросов. Участниками этих мероприятий стали молодые педагоги общеобразовательных учреждений города и района.

В рамках творческих мастерских молодые педагоги при поддержке модераторов-наставников, из числа доцентов Арзамасского филиала ННГУ и опытных учителей общеобразовательных школ города и района, обсуждали такие проблемы, как профессиональные дефициты как основа поддержки молодых специалистов; интерактивные форматы наставничества как путь развития профессиональных компетенций педагогов; организация личностного и профессионального роста педагога.

В ходе рефлексии проведенных встреч и мероприятий молодые педагоги особо отмечали интересные формы взаимодействия и обмена опытом. Например, нетворкинг «Наставничество в формате взаимодействия "школа-вуз": реверсивный аспект» с участием команды МБОУ СШ №10 г. Арзамаса, участники которой поделились современными технологиями организации наставничества в воспитательном пространстве.

В формате питчинга команда МБОУ «Чернухинская средняя школа» презентовала передовой опыт наставнической деятельности учителей-предметников, продемонстрировала методические модели воспитательной наставнической работы классных руководителей, показала способы психолого-педагогического сопровождения наставнической деятельности коллег.

Вместе с коллегами из МБОУ «Березовская СШ» молодые педагоги работали в формате Конвента «Современные подходы к организации воспитательной работы в условиях реализации нравственно-патриотического воспитания». Обращаясь к теме наставничества, обсуждали потенциал взаимодействия «вуз – школа» как фактора профессиональной подготовки будущего педагога к организации гражданско-патриотического воспитания, занимались проектной деятельностью по построению индивидуального маршрута работы наставника в системе гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

По единодушным отзывам участников творческих мастерских, участие в подобных мероприятиях позволяет по-новому с профессиональных позиций взглянуть на проблему наставничества как фактор личностно-профессионального роста и развития, познакомиться с методическими основами сопровождения наставнической деятельности, с авторскими эффективными практиками в этой области.

25.09.2023

 
Развивая моторику рук, учим детей говорить, думать, писать
string(0) ""
bool(false)

23 октября 2023 года состоялось очередное событие в рамках проекта «Учимся вместе», организованной Нижегородской региональной общественной организацией милосердия и социальной помощи детям "Арете" (Добродетель).

Родители часто получают от специалистов медицинского, психолого-педагогического профиля рекомендации развивать мелкую моторику рук. А что это такое? Почему это так важно? Как развивать?

Преподаватели АФ ННГУ Лихачева Наталья Николаевна и Патрикеева Элла Геннадьевна ответили на все интересующие вопросы и поделились с родителями учащихся первых классов Арзамасской православной гимназии информацией на тему «Развивая мелкую и общую моторику рук, учим думать, писать и говорить».

Речевая активность у детей неразрывно связана с развитием мелкой моторики, поэтому логопеды и психологи не устают повторять о том, как важно заниматься мелкой моторикой – в первую очередь, для развития речи, ну и для координации движений, подготовки руки к письму, рисованию, рукоделию и пр.

В подушечках пальцев рук находится множество нервных рецепторов, посылающих импульсы в нервную систему человека. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но и позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Преподаватели перечислили огромный выбор упражнений для развития мелкой моторики: конструктор, мозаика, рисование, аппликация, оригами, лепка из соленого теста и пластилина, бисероплетение, пальчиковые игры, графические диктанты, игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками и т.д.

Преподаватели предложили родителям буклеты с перечнем примерных игровых заданий на развитие тонких движений пальцев рук. Родители проявили активную заинтересованность предоставленным материалом, говорили, что с удовольствием будут использовать рекомендации специалистов в занятиях с детьми в домашних условиях.

23.10.2023

 
Родителям о привлечении детей к чтению. Советы специалистов.
string(0) ""
bool(false)

Родители часто интересуются, как сделать так, чтобы их ребенок полюбил читать? Не просто открывал книгу, когда заставляют, а сам выбирал, что хочет прочесть, с удовольствием погружался в новые миры, обсуждал потом прочитанное, находил там сюжеты для игр.

16 октября 2023 года преподаватели психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ Лихачева Наталья Николаевна и Патрикеева Элла Геннадьевна в рамках проекта Нижегородской региональной общественной организации милосердия и социальной помощи детям «АРЕТЕ» (Добродетель) «Учимся вместе» прочитали родителям учащихся первых классов Арзамасской православной гимназии лекцию на тему «Как сделать, чтобы ребёнок умел и любил читать?».

Элла Геннадьевна, педагог-психолог, сообщила родителям, что сделать это за один раз не получится, волшебных таблеток для решения этой проблемы не существует, и предложила несколько практических советов:

  • чтобы чтение стало источником знаний, катализатором развития воображения, рефлексии и эмоционального интеллекта, нужно не «мучить» ребенка чтением, а ассоциировать его с игрой и удовольствием;
  • чтение должно начинаться с радости, а не быть неприятным процессом, за который потом награждают бонусом;
  • чтение нельзя навязывать, так как вызывает протест, особенно если ребенок в этот момент увлечен чем-то другим;
  • для чтения выделяется свободное время, когда ребенок активен и стремится общаться со взрослым;
  • прекращать совместное чтение необходимо при первых симптомах утомления ребенка;
  • если у родителя из-за загрузки нет времени качественно поддерживать у ребенка интерес к чтению, не нужно себя заставлять и заниматься с ребенком, подавляя раздражение, отказывая себе в отдыхе;
  • чтобы сохранить «аппетит» к книгам, нужно читать ребенку вслух, даже когда он умеет читать сам, главное – совместное времяпрепровождение;
  • уважайте читательский интерес ребенка, а еще лучше – помогите ему расширить поле выбора, рассказывая ему о книжных новинках;
  • поощряйте прогресс ребенка в чтении.

Наталья Николаевна, учитель-логопед высшей категории, акцентировала внимание на том, что для детей самый естественный способ обучения – формат игры, увлекательной, необычной и затягивающей. Ребенок с легкостью запоминает в виртуальной игре все ее фишки, способности героев, множество артефактов и море другой информации. А это очень важно, потому что память – ведущий познавательный процесс в младшем школьном возрасте.

Чтобы первоклассники с такой же легкостью и рвением осваивали процесс чтения, как и новые уровни в своих интерактивных играх, нужно внедрить в процесс обучения элементы новизны, сюрпризности. Наталья Николаевна поделилась с родителями игровыми заданиями, выполняя которые каждый день всего по 20 минут, можно в занимательной игровой форме научить ребенка понимать прочитанное, навыку грамотного, быстрого чтения.

Выступление лекторов вызвало глубокий интерес у слушателей.

16.10.2023

 
Родителям об обследовании психоречевого развития первоклассников
string(0) ""
bool(false)

9 октября 2023 года в рамках проекта Нижегородской региональной общественной организации милосердия и социальной помощи детям «АРЕТЕ» (Добродетель) «Учимся вместе», преподаватели психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ Лихачева Наталья Николаевна и Патрикеева Элла Геннадьевна для родителей учащихся первых классов Арзамасской православной гимназии организовали консультацию «Результаты психолого-педагогического обследования первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению».

Наталья Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, представила результаты логопедического обследования 59 младших школьников первых классов. Наталья Николаевна рассказала, что у 20 обследуемых нарушено звукопроизношение, у 15 учащихся выявлена несформированность фонематических процессов. Так же, подчеркнула учитель-логопед, в ходе обследования у некоторых обучающихся отмечалась бедность словарного запаса, замена слов другими, не имеющими смыслового отношения с данным словом, несформированность семантических полей, незнание названий многих лексических единиц.

Во время диагностики, отметила докладчик, младшие школьники испытывали затруднения при классификации предметов, назывании обобщающих понятий, путались при назывании профессий людей, части предметов; заменяли слова, близкие по ситуации; смешивали признаки предметов по категориям величины, высоты, ширины, толщины и другим качествам; продемонстрировали нарушение грамматических категорий.

Результаты психологического обследования учащихся показали, что у некоторых детей имеет место высокая тревожность, часть детей подвержена нарушениям произвольности поведения, которая проявляется в расторможенности, проблемами с концентрацией внимания.

Элла Геннадьевна, педагог-психолог, рассказала родителям о причинах детской тревожности: противоречивые, непоследовательные, неадекватные или негативные требования, которые предъявляют родители к своему чаду; описала психологический портрет тревожного ребенка; акцентировала внимание на признаках тревожности; дала советы родителям по воспитанию и обучению детей с высокой тревожностью и гиперактивностью умению управлять своим поведением.

Выявленные в ходе обследования нарушения говорят о том, что некоторые учащиеся первых классов нуждаются в систематической психологической и логопедической поддержке со стороны специалистов.

09.10.2023

 
Научно-практическая конференция «Наставничество как трансфер к новым возможностям в образовании: модели, формы, перспективы, риски»
string(0) ""
bool(false)

2 ноября в стенах Арзамасского филиала ННГУ состоялось торжественное открытие Всероссийской научно-практической конференции «Наставничество как трансфер к новым возможностям в образовании: модели, формы, перспективы, риски», в которой приняли участие более 700 представителей сферы образования и воспитания. Конференция подводила итоги работы Арзамасского филиала ННГУ в Год педагога и наставника и завершала реализацию проекта «Центр наставнического сопровождения молодых педагогов «Импульс роста» под патронажем Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» (№ договора 52-2300228). Цель конференции: популяризация идей наставничества в образовательной практике; совершенствование процесса наставничества в образовательном пространстве на основе обновления теоретико-методологических подходов к содержанию и реализации наставничества; выявление и распространение опыта лучших практик наставничества в системе образования; обобщение передового психолого-педагогического опыта в сфере наставничества в условиях современного этапа модернизации российского образования.

Конференция началась с приветственных обращений к участникам, которые открыла Петрова Ольга Викторовна, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации. В своем выступлении она отметила важную роль наставника в профессиональной карьере начинающего педагога, выразила уверенность в том, что практики наставничества, которые будут рассматриваться на конференции, найдут свое воплощение в образовательных процессах. Участников конференции приветствовали Глебова Любовь Николаевна, Сенатор Российской Федерации, председатель Научно-методического совета Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых»; Трофимов Олег Владимирович, и.о. ректора ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»; Шершаков Роман Викторович, заместитель главы администрации городского округа г. Арзамас, обозначив важность и своевременность проведения данной конференции, итоги которой внесут особый вклад в дело развития наставничества в системе образования и воспитания.

В рамках пленарного заседания выступили ученые, доктора наук, профессора, общественные деятели, которые своим интеллектуальным и подвижническим трудом известны в наши дни по всей России. Открыла пленарное заседание Селиванова Наталья Леонидовна, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории развития личности в системе образования Института стратегии развития образования РАО, г. Москва. В своем докладе Наталия Леонидовна обратилась к истории возникновения наставничества, выделила особенности современного наставничества, его проблемы; представила варианты его организации, в том числе, ступенчатую систему наставничества, определила возможные мотивы деятельности наставника, его функции.

Интересным было выступление Щелиной Тамары Тимофеевны, директора Арзамасского филиала ННГУ, доктора педагогических наук, профессора, которая познакомила участников с выдающимися учеными, чье непосредственное участие способствовало в разные периоды становлению и развитию педагогики и психологии, психолого-педагогическому обоснованию концепции профессиональной подготовки будущих учителей и воспитателей (академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Сластенин В.А., академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Новикова Л.И., член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Мудрик А.В., академик РАО, доктор психологических наук, профессор Дубровина И.В., действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Селиванова Н.Л., директор Института психологии им. Л.С. Выготского, доктор психологических наук, профессор Кравцова Е.Е.).

Галицких Елена Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, победитель Всероссийского конкурса «От учёного – учителю» по наставничеству от Кировской области, заслуженный учитель РФ, в своем выступлении затронула проблему наставничества в сфере современного российского образования, показав на собственном педагогическом опыте (лаборатория профессионального роста), как сохранить интерес к профессии у начинающих педагогов.

Морозов Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, г. Москва, поднял в своем выступлении проблему, обусловленную возрождением института наставничества в высших учебных заведениях, сопряжённую с применением потенциала феномена «наставничество» в решении государственной задачи воспитания детей и молодёжи в современных условиях с целью духовно-нравственного и личностного развития подрастающего поколения; особый акцент сделал на рассмотрении роли ветеранов и ветеранского движения, в целом, в популяризации наставничества.

Об организационных аспектах наставничества в педагогическом коллективе рассказала в своем докладе Патутина Наталия Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор департамента экономики и управления Института экономики, управления и права ГАОУ ВО МГПУ, доцент, г. Москва.

О духовной миссии учителя, наставника говорил в своем выступлении Преосвященнейший Филарет, Епископ Дальнеконстантиновский, викарий Нижегородской епархии.

Проблему проектного наставничества в общеобразовательной школе, которое является основным механизмом создания регионального научно-педагогического кластера, предоставляющего новые возможности для его участников, включая образовательные организации, отраслевые организации и муниципальные органы исполнительной власти в соответствии с их профессиональными интересами и потребностями, подняла в своем выступлении Репринцева Юлия Сергеевна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой руководитель научно-педагогической лабораторией БГПУ, г. Бийск.

В течение двух дней образовательные организации, ученые и экспертное сообщество в рамках конференции обсуждали широкий спектр вопросов о построении системы наставничества в новых условиях реализации социального заказа системе образования. Программа конференции включала работу девяти секций. Они были посвящены инновационным подходам к наставничеству в исследованиях молодых ученых, менторству и многим другим вопросам. Кроме того, в рамках конференции были проведены семинары, дискуссионные площадки, стратегические сессии, творческие мастерские, тренинги, подведены итоги творческого конкурса «Я и мой наставник», посвященного Году педагога и наставника.

03.11.2023

 
Контакты

607220, Нижегородская обл.,

г. Арзамас, ул. К. Маркса, 36.

Приемная комиссия: 8 (83147) 9-54-10

Также вопросы можно задать

в официальной группе вконтакте