19-20 ноября 2025 г.
Всероссийская конференция с международным участием «Патриотическое воспитание детей и молодежи: связь времен и поколений»
20-21 ноября 2025 г.
XVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Наука молодых»
06 декабря 2025 г.
Региональный конкурс творческих работ «Учитель! Он – будущего свет!»
25 декабря 2025 г.
Региональный конкурс театрального творчества детей дошкольного возраста
Заведующая кафедрой
Щелина Тамара Тимофеевна
Доктор педагогических наук, профессор
Контакты
г. Арзамас Нижегородской обл.Стратегическая цель кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования – устойчивое повышение качества образования на основе разработки, обоснованного сопровождения и использования новых технологий в образовательном процессе, инновационных и традиционных форм и направлений деятельности; обеспечение подготовки будущего специалиста, обладающего системой профессиональных компетенций и личностных качеств (ресурсной базой), необходимых для реализации высокого уровня профессиноально-педагогической деятельности, развития творческого потенциала.
Кафедра является основным звеном, обеспечивающим (направленным) подготовку бакалавров и магистров, обладающих глубокими теоретическими знаниями, способами реализации методических и орагнизационно-педагогических уловий осуществления современного образовательного процесса; проведение научных исследований, выполнение инновационных образовательных проектов и научно-исследовательских практико-ориентированных методических работ; организацию деятельности по популяризации педагогических знаний среди населения и педагогической общественности.
Кафедра тесно взаимодействует с образовательными организациями и профильными министерствами и ведомствами в сфере образования и социальной защиты населения Арзамаса, Арзамасского района, а также Нижегородской области. Кафедра сотрудничает с потенциальными работодателями для мониторинга и дальнейшего прогнозирования рынка труда и занятости.
Кафедра социальной педагогики и психологии создана в августе 2000г., в июле 2006 года переименована в кафедру общей и социальной педагогики (приказ № 142-лс от 5.07.2006 г. «О реорганизации кафедр общей и педагогической психологии и социальной педагогики и психологии»).
В июле 2010 года реорганизована и переименована в кафедру общей педагогики и педагогики профессионального образования на основе приказа № 129-лс «О переименовании кафедры общей и социальной педагогики в кафедру общей педагогики и педагогики профессионального образования».
Кафедра осуществляет подготовку бакалавров, специалистов и магистров по следующим направлениям:
Бакалавриат:
44.03.02 Психолого-педагогическое образование направленность (профиль) Психология и социальная педагогика;
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование направленность (профиль) Логопедия.
Специалитет:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения направленность (профиль) Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних;
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения направленность (профиль) Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения.
Магистратура:
44.04.02 Психолого-педагогическое образование направленность (профиль) Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса;
44.04.02 Психолого-педагогическое образование направленность (профиль) Психолого-педагогическое сопровождение проектирования и реализации программ воспитания.
Стратегическая цель кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования – устойчивое повышение качества образования на основе разработки, обоснованного сопровождения и использования новых технологий в образовательном процессе, инновационных и традиционных форм и направлений деятельности; обеспечение подготовки будущего специалиста, обладающего системой профессиональных компетенций и личностных качеств (ресурсной базой), необходимых для реализации высокого уровня профессиноально-педагогической деятельности, развития творческого потенциала.
Кафедра является основным звеном, обеспечивающим (направленным) подготовку бакалавров и магистров, обладающих глубокими теоретическими знаниями, способами реализации методических и орагнизационно-педагогических уловий осуществления современного образовательного процесса; проведение научных исследований, выполнение инновационных образовательных проектов и научно-исследовательских практико-ориентированных методических работ; организацию деятельности по популяризации педагогических знаний среди населения и педагогической общественности.
Кафедра тесно взаимодействует с образовательными организациями и профильными министерствами и ведомствами в сфере образования и социальной защиты населения Арзамаса, Арзамасского района, а также Нижегородской области. Кафедра сотрудничает с потенциальными работодателями для мониторинга и дальнейшего прогнозирования рынка труда и занятости.
Тема комплексного направления НИР:
Кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования ведет научно-исследовательскую работу по комплексному направлению Арзамасского филиала ННГУ «Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования».
Темы НИР кафедры:
Тема НИР кафедры «Психолого-педагогическая подготовка специалистов для сферы образования и социальной помощи населению».
![]() |
Ассистент
Читаемые дисциплины: Теория и практика психологического тренинга; Маркетинг в сервисе; Организация культурно-досуговой деятельности; Связи с общественностью в социокультурном сервисе; Организация культурно-досуговой деятельности; Менеджмент в туристской индустрии; Социально-педагогические технологии работы в детских и молодежных объединениях и организациях; Методика и технологии социального воспитания; Методика и технологии социального воспитания в дополнительном образовании; Организация социально и личностно значимой деятельности обучающихся; Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности; Социальное партнёрство в социальной работе; Социально-педагогическая виктимология; Психология и педагогика подростковых групп и молодежных объединений; Организация досуга детей и подростков; Инновации в социокультурном сервисе; Организация рекреационной деятельности; Маркетинг в туристской индустрии; Организация презентаций, встреч и приёмов; Внутренний туризм в России; Организация и планирование деятельности туристских предприятий; Менеджмент в туризме; Индустрия гостеприимства; Социализирующий потенциал малого и среднего города. |
![]() |
Ассистент
Читаемые дисциплины: Социальная педагогика; Профессиональная деятельность социального педагога в различных сферах жизнедеятельности общества; Образовательные программы начальной школы. |
![]() |
Доцент Кандидат педагогических наук, доцент Читаемые дисциплины: Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления; Социальное партнерство в профилактической работе с детьми и подростками; Методика и технология работы социального педагога; Основы педагогики здоровья; Психология образования и воспитания человека; Психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательных программ; Психолого-педагогическое проектирование профилактики социального сиротства, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; Тренинг профессионального общения; Педагогика. |
![]() |
Доцент Кандидат педагогических наук, доцент Читаемые дисциплины: Психология; Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся; Социально-педагогические технологии работы в детских и молодежных объединениях и организациях; Психология профессионализма; Этнопсихология; Психолого-педагогическая поддержка субъектов образовательных отношений; Психолого-педагогическое просвещение участников образовательного процесса; Превентивная психология; Педагогическая психология; Психология влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка; Психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении; Методология и технологии обеспечения успешной социализации детей и молодёжи; Психология служения и добровольчества; Технологии психолого-профилактической работы с участниками образовательного процесса; Организация досуга детей и подростков; Основы профориентологии; Психология отклоняющегося поведения; Психолого-педагогическое сопровождение социализации учащихся с особыми образовательными потребностями; Проектирование специальной образовательной среды. |
![]() |
Старший преподаватель
Читаемые дисциплины: Образовательные программы для детей дошкольного возраста; Методы активного социально-психологического обучения; Психология и педагогика подростковых групп и молодежных объединений; Социально-педагогический потенциал волонтерской деятельности и др. |
![]() |
Доцент Кандидат педагогических наук, доцент Читаемые дисциплины: Введение в проектную деятельность; Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном процессе; Педагогика; Технологии коучинга в служебной деятельности; Развитие правосознания у детей и подростков; Социология образования; Технологии педагогической поддержки обучающихся в проектировании индивидуального маршрута; Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога; Диагностика и коррекция трудностей в обучении; Оценка рисков образовательной и социальной среды. |
![]() |
Доцент Кандидат педагогических наук, доцент Читаемые дисциплины: Социальное партнёрство в социальной работе; Образовательное право; Методика и технологии социального воспитания в дополнительном образовании; Инклюзивное образование; Теория обучения и педагогические технологии; Социальная педагогика; Общие основы педагогики; Введение в проектную деятельность; Методика и технологии социального воспитания в профессиональном образовании; Проектирование программ профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения и маргинализации детей и молодёжи. |
![]() |
Миронычева Валентина Федоровна Доцент Кандидат педагогических наук, доцент Читаемые дисциплины: Организация массовых праздников для детей и молодёжи; Организация культурно-досуговой деятельности; Внутренний туризм в России; Организация туристской деятельности; Современные проблемы науки и образования; Организация и планирование деятельности предприятий сервиса; Инновации в социокультурном сервисе; Профессиональная этика; Социальное партнерство в профилактике девиантного поведения; Модульный подход к проектированию содержания воспитания; Организация презентаций, встреч и приёмов; Оценка рисков образовательной и социальной среды; Управление образовательными системами. |
![]() |
Доцент Кандидат педагогических наук, доцент Читаемые дисциплины: Основы медиации; Психолого-педагогическое проектирование профилактики социального сиротства, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; Системная профилактика девиантного поведения учащихся; Технологии профилактической работы с различными категориями детей; Проектирование программ профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения и маргинализации детей и молодёжи. |
![]() |
Доцент Кандидат педагогических наук, доцент Читаемые дисциплины: Диагностика и коррекция семейного воспитания, Проектирование программ профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения и маргинализации детей и молодёжи, Психолого-педагогическая поддержка субъектов образовательных отношений, Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, Технологии педагогической поддержки обучающихся в проектировании индивидуального маршрута, Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, Педагогика, Психолого-педагогическая поддержка субъектов образовательных отношений. |
![]() |
Старший преподаватель
Читаемые дисциплины: Теория и методика воспитания; Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности; Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса; Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья; Теория обучения и воспитания; Профилактика и коррекция профессиональных деформаций педагогов; Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями; Дефектология; Коррекционно-педагогическая деятельность в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты; Подготовка детей к школе с особыми образовательными потребностями; Профессиональная этика в специальном (дефектологическом) образовании; Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья; Психолого-педагогическое взаимодействие участников специального (дефектологического) образования; Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса; Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями; Логопедический практикум;Онтогенез речевой деятельности; Педагогические системы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; Профилактика педагогической запущенности у детей с ограниченными возможностями здоровья; Психолого-педагогическое сопровождение семей лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
![]() |
Доцент Кандидат педагогических наук, доцент Читаемые дисциплины: Документационное обеспечение управления в социокультурном сервисе; Управление персоналом в социокультурной сфере; Связи с общественностью в социокультурном сервисе; Документооборот в туризме; Поликультурное образование; История педагогики и образования; Педагогика;Введение в проектную деятельность; История педагогики; Методика работы с научной информацией; Инновационные процессы в образовании; Основы управления персоналом в туризме; Проектирование коррекционно-развивающих программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
![]() |
Ассистент
Читаемые дисциплины: Образовательное право; Инклюзивное образование; Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве; Проектирование программ профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних; История педагогики и образования; Проектирование программ воспитания и социализации обучающихся; Методика и технологии социального воспитания в дополнительном образовании; Социальное партнёрство в социальной работе; Технологии профилактической работы с различными категориями детей; Системная профилактика девиантного поведения учащихся; Социальное партнерство в профилактической работе с детьми и подростками; Методика и технология работы социального педагога; Основы педагогики здоровья; История педагогики; Тренинг командообразования в педколлективе; Психология и педагогика инклюзивного образования; Методика и технологии организации социального опыта воспитанников; Методика и технологии социального воспитания в профессиональном образовании; Социально-педагогическое обеспечение ресоциализации воспитанников закрытых учреждений; Тренинг профессионального общения. |
![]() |
Старший преподаватель
Читаемые дисциплины: Индустрия гостеприимства; Управление разработкой и продвижением туристского продукта; Реклама и PR в туризме; Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности; Методология и методы исследования в социальной работе; Реклама в социокультурном сервисе; Организационно-административная работа в системе социальных служб и учреждений; Организация туристской деятельности; Планирование и проектная деятельность в туризме; Рекламная деятельность в туристско-экскурсионной сфере; Профилактика беспризорности, безнадзорности и социального сиротства. |
![]() |
Ассистент
Читаемые дисциплины: Педагогика; Теория и практика психологического тренинга; Психологические основы антикризисного управления; Психология профессионализма; Социально-педагогическая виктимология; Теория обучения и педагогические технологии; Социальная педагогика; Общие основы педагогики; Методика и технологии социального воспитания в профессиональном образовании; Психология отклоняющегося поведения; Основы профессионального стресс-менеджмента; Методика преподавания психологии; Психолого-педагогическая экспертиза; Инклюзивное образование; Психолого-педагогическое сопровождение социализации учащихся с особыми образовательными потребностями; Проектирование специальной образовательной среды; Технологии педагогической поддержки обучающихся в ситуации самоопределения; Мониторинг результатов образовательно-коррекционной работы логопеда. |
![]() |
Доцент Кандидат психологических наук Читаемые дисциплины: Коррекционная педагогика, Организация профессиональной деятельности в специальном (дефектологическом) образовании, Особенности развития, обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, Психолого-педагогические проблемы и медико-социальные основы современного специального (дефектологического) образования, Психологическая помощь семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, Инклюзивное образование, Основы дефектологии и инклюзии, Специальная психология, Специальная педагогика и психология, Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, Диагностика и проектирование коррекционно-развивающих программ для детей и подростков с нарушениями в развитии. |