Методические рекомендации по преемственности НОО и ООО в рамках реализации ФГОС

27 марта 2023 года

V Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции языкового образования: опыт, проблемы, перспективы»

31 марта 2023 года

Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы образования, науки и культуры в интересах устойчивого развития» г. Эркнер.

20-21 апреля 2023 года

Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в методике преподавания гуманитарных дисциплин»

25-26 апреля 2023 года

Международная научно-практическая конференция «Коррекционное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (межкафедральная)

28-29 апреля 2023 года

Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы права глазами молодых ученых»

18-19 мая 2023 года

VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Православие и русская литература: вузовский и школьный аспект изучения»

18-19 мая 2023 года

Международная научно-практическая конференция «Образовательные web-технологии в реализации требований современных ФГОС»

май 2023 года

Региональная научно-методическая конференция «Арзамасские Золотовские чтения»

21-23 сентября 2023 года

Всероссийский (с международным участием) научный методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения — 5»

Методические рекомендации по преемственности НОО и ООО в рамках реализации ФГОС

Осуществление преемственности уровней образования – сложный процесс, который требует тщательной организации действий педагогических коллективов как начальной, так и основной школы. При этом важно учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ООО и условиям её реализации.
В целях повышения профессионального роста педагога в условиях перехода на ФГОС ООО предлагаются методические рекомендации для педагогов-предметников.
Чтобы облегчить переход учителя-предметника на ФГОС ООО в рабочем режиме, следует на уровне образовательного учреждения и муниципальном уровне провести мониторинг готовности учителя–предметника посредством методического сопровождения данного процесса:

1.Мониторинг профессиональной готовности педагога к введению ФГОС ООО, включающий следующие компоненты (или в форме таблицы, или схемы «Индивидуальный профиль компетентности педагога», или любой формы, обозначенной в  приложении № 1, используя предложенные критерии):

-  определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС;
- знание нормативно-правовой базы ФГОС ООО;
- курсовая подготовка по реализации ФГОС ООО;
- взаимопосещение педагогами уроков учителей начальной школы, непосредственно работающих по ФГОС НОО, и учителей основной школы, работающих или планирующих работать по ФГОС  ООО;
-составление отчёта по самообразованию педагогов по повышению своей профессиональной компетентности в условиях перехода на ФГОС;
- изучение результатов диагностики учащихся 4-го класса по предметам, определение уровня сформированности УУД учащихся (сформированность учебно-познавательной сферы, социально-коммуникативная компетентность, социально-психологическая характеристика классного коллектива и др.)
-формирование мотивационного (психологического) компонента готовности педагогов;
- анализ динамики уровня готовности педагогов  к введению ФГОС ООО.
2. Разработка и утверждение плана мероприятий ОУ по реализации ФГОС ООО в 5-6-ых классах в 2016-2017 учебном году.

3. Проведение мероприятий методической направленности (тематические педсоветы, совещания при завучах, круглые столы, семинары, заседания ШМО и т. д.) по следующим вопросам:

►Преемственность подходов к технологии разработки рабочих программ
      по   предметам (совместная работа учителя начальных классов и учителя-предметника в рамках  деятельности ШМО или в других формах взаимодействия);

►Изучение общедидактических принципов конструирования урока, соответствующего ФГОС (см. приложение № 2).

►Сравнительный анализ требований ФГОС НОО и  ООО к современному уроку (см. приложение № 2).

►Деятельность учителя начальной и основной школы на уроке  
(см. приложение № 3).

►Урочная и внеурочная деятельность учащихся начальной и основной школы  (преемственность в создании индивидуальной образовательной траектории развития обучающихся)
(см. приложение № 3).
►Анализ условий обеспечения здоровье сбережения как требования ФГОС НОО и  ООО ( см. СаНПин).

►Изучение требований к самоанализу урока в начальной и основной школе в рамках реализации ФГОС
( см.приложение № 4).

►Изучение технологической карты анализа урока в рамках реализации ФГОС (приложение № 5).

 

 

Приложение № 1
Диагностическая карта
«Критерии готовности педагога к введению ФГОС»

Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые вам соответствуют.


Критерий

Самооценка педагога

Оценка эксперта

Когнитивный аспект

Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе

 

 

Знание основных документов, связанных с введением ФГОС:

• Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;

 

 

• ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования»

 

 

Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании

 

 

Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС

 

 

Мотивационный аспект

Понимание значения ФГОС для современного образования

 

 

Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС

 

 

Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС

 

 

Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем

 

 

Настойчивость в преодолении затруднений

 

 

Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя

 

 

Личностный аспект

Умение выстраивать субъект-субъектные отношения

 

 

Демократический стиль общения с обучающимися

 

 

Индивидуальный подход к обучающимся

 

 

Толерантность

 

 

Технологический аспект

Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:

• элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;

 

 

• элементов развивающего характера;

 

 

• проблемы (противоречий);

 

 

• возможности организовать учебное исследование;

 

 

• вариативности

 

 

Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:

• целеполагания;

 

 

• контроля и оценки;

 

 

• учебного интереса;

 

 

• содержательной рефлексии

 

 

Умение организовать учебное исследование

 

 

Умение организовать проектную деятельность обучающихся

 

 

Умение предоставлять самостоятельность обучающимся

 

 

Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)

 

 

Умение работать с ошибками учеников

 

 

Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)

 

 

Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог)

 

 

Анализ результатов диагностики
Обработка результатов диагностики осуществляется по двум направлением:

  • определение готовности педагогов к введению ФГОС на основе их самооценки (наиболее ярко отражает уровень когнитивной и мотивационной готовности педагогов);
  • сравнительный анализ ответов педагогов и экспертов, выявление адекватности самооценки педагогов (наиболее ярко отражает уровень развития рефлексивных навыков педагогов).

По итогам диагностики целесообразно разработать систему выявления уровня готовности педагогов к введению ФГОС по тому или иному аспекту. Например, соответствие педагога пяти критериям когнитивного аспекта свидетельствует о высоком уровне когнитивной готовности педагогов к введению ФГОС, трем – среднем, менее одного – низком. При этом учитывается уровень адекватности самооценки педагога, который определяется совпадением отметок учителя и эксперта.

Анкета для педагога
«Готовность к введению ФГОС»

Уважаемые педагоги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС). Выберите один из предложенных вариантов ответа на вопрос или запишите свой ответ.
1. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на развитии и образовательных результатах обучающихся?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.
2. Считаете ли вы, что введение ФГОС положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.
3. Как вы считаете, какие положительные изменения произойдут в образовательных учреждениях с введением ФГОС?
4. Сформулируйте основные отличия ФГОС (стандарт 2-го поколения) от федерального компонента государственного стандарта общего образования (стандарт 1-го поколения).
5. Перечислите основные требования к рабочим программам учебных предметов (курсов).
6. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС?
7. По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС?
8. На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.
9. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете?
10. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?
11. На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС?
а) да;                  б) нет;                  в) затрудняюсь ответить.

«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС ООО»


Цель

Мероприятия

Особенности

Результат

Информационно-аналитический этап

Формирование рабочей группы введения и реализации ФГОС ООО

Прохождение педагогами проблемных курсов, изучение тематической литературы, ресурсов Интернета, обсуждение на педагогических советах возникающих проблем и предложений

Необходимо четкое распределение обязанностей членов рабочей группы. Целесообразно привлечение к работе членов общешкольного родительского комитета, Совета школы

Готовность членов рабочей группы к введению и реализации ФГОС.
Составление перечня изменений в научно-методической работе школы

Диагностический этап

Определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО. Формирование мотивационного компонента готовности педагогов

Заседание методического объединения учителей, вступающих в реализацию ФГОС ООО:

  • групповая работа педагогов: разработка критериев готовности учителей к введению ФГОС;
  • самооценка уровня готовности педагогов к введению ФГОС;
  • составление перечня затруднений.

Заседание рабочей группы с целью проектирования листа оценки урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Посещение и взаимопосещение уроков с последующим анализом (самоанализом)

Важно заранее распределить педагогов на группы.
Членам управленческой команды необходимо продумать требования к результату (продукту) деятельности групп

Разработка критериев готовности педагогов к введению ФГОС ООО.
Создание анкеты для педагогов «Уровень готовности педагогов к введению ФГОС ООО».
Создание листа оценки урока

Этап планирования работы

Разработка стратегических и тактических планов научно-методической работы школы

Заседание научно-методического совета: составление перечня изменений в работе школы в связи с введением ФГОС. Составление плана научно-методической работы, принятие его на заседании методического объединения.
Проектирование планов саморазвития педагогов

При составлении планов учитываются педагогические затруднения, выявленные на диагностическом этапе.
Необходимо предусмотреть организацию индивидуальной помощи по запросам педагогов

План научно-методической работы.
Планы саморазвития педагогов

Основной этап

Формирование готовности педагогов к введению ФГОС ООО

Проведение семинаров, курсовая подготовка учителей, совместное проектирование уроков и занятий, их анализ.
Анализ промежуточных результатов

Возможна корректировка плана работы в зависимости от возникающих трудностей

Изменение уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО

Итоговый этап

Анализ динамики уровня готовности педагогов к введению ФГОС ООО

Рефлексивная итоговая диагностика готовности педагогов к введению ФГОС. Анализ деятельности педагогов по введению ФГОС в 5 классах. Анализ результатов деятельности: уровень развития и качество знаний обучающихся, степень удовлетворенности родителей.
Постановка задач на следующий учебный год

Важно совместное обсуждение достижений и трудностей, а также индивидуальная работа с педагогами, направленная на развитие рефлексивной деятельности участников образовательного процесса

Перечень педагогических достижений и затруднений.
Перечень задач научно-методической работы на следующий год.
Планы саморазвития педагогов на следующий год

 

Примерный план разработки программы саморазвития педагога


Сроки

Этап

Содержание

Ожидаемый результат

Сентябрь

Рефлексия педагогической концепции учителя

Формулировка ценностных установок учителя.
Характеристика используемых технологий.
Выделение педагогических принципов

Разработка раздела программы саморазвития педагога «Педагогическая концепция»

Октябрь

Определение места педагогической системы учителя в образовательной системе школы

Формулировка цели образовательного учреждения
Характеристика степени соответствия педагогической системы учителя образовательной системе ОУ
Определение степени соответствия педагогической системы учителя требованиям ФГОС ООО

Разработка раздела программы саморазвития педагога «Место педагогической системы учителя в образовательной системе ОУ»

Анализ ресурсов саморазвития учителя

Анализ имеющихся ресурсов саморазвития.
Определение внешних и характеристика внутренних ресурсов саморазвития

Разработка раздела программы саморазвития педагога «Анализ ресурсов саморазвития»

Ноябрь

Целеполагание

Изучение целевых установок ФГОС ООО.
Определение целей, которые раньше не ставились.
Постановка целей и задач в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Разработка раздела программы саморазвития педагога «Цели и задачи учителя»

Составление плана саморазвития педагога

Выявление видов работ по саморазвитию.
Соотнесение собственных планов с планами работы ОУ, учебных заведений повышения квалификации работников образования.
Определение времени выполнения работ.
Проектирование разных вариантов образовательных траекторий

Разработка раздела программы саморазвития педагога «План саморазвития»

Декабрь

Описание планируемых результатов саморазвития педагога

Характеристика личностных, когнитивных, технологических результатов саморазвития педагога.
Планирование участия в профессиональных конкурсах разного уровня

Разработка раздела программы саморазвития педагога «Планируемые результаты саморазвития»

Подготовка педагога к защите программы саморазвития

Выделение основных особенностей программы.
Подготовка выступления.
Подготовка презентации

Защита программы саморазвития педагога

 

Приложение № 2

Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. 
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? 

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

  • Определение темы учебного материала.
  • Определение дидактической цели темы.
  • Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
  • Продумывание структуры урока.
  • Обеспеченность урока (таблица).
  • Отбор содержания учебного материала.
  • Выбор методов обучения.
  • Выбор форм организации педагогической деятельности
  • Оценка знаний, умений и навыков.
  • Рефлексия урока.

Карта обеспеченности урока

Раздел (учебный элемент)

Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением)

Учитель

Ученики

Время

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям: 

  • соответствие ЭОР:
  • целям и задачам урока;
  • основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
  • научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;
  • эргономическим требованиям;
  • научность и достоверность предоставленной информации. 

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

  • Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
  • Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
  • Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
  • Сообщение нового материала.
  • Решение учебной задачи.
  • Усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
  • Закрепление изученного материала.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
  • Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
  • Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Приложение №3
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
 на уроке в условиях ФГОС

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на…
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения…
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:

  • индивидуальный контроль;
  • выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Диктует.
Дает:

  • комментарий к домашнему заданию;
  • задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

  • взаимопроверку;
  • коллективную проверку;
  • проверку выполнения упражнения;
  • беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
  • оценочные высказывания обучающихся;
  • обсуждение способов решения;
  • поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
  • самостоятельную работу с учебником;
  • беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют…
Обосновывают выбор написания…
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
Составляют схемы слов (предложений).
Проводят морфемный анализ слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.
Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
Озвучивают понятие…
Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают…
Читают текст.
Читают план описания…
Подчеркивают характеристики…
Находят в тексте понятие, информацию.
Слушают стихотворение и определяют…
Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:

  • самооценку;
  • самопроверку;
  • взаимопроверку;
  • предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

 

Приложение № 4

Самоанализ урока по ФГОС
Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока.  Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
       Самоанализ урока дает возможность:
-          правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
-          развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
-          формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
-          формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.                

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя 
План самоанализа урока
1.     Характеристика класса:
-         межличностные отношения;
-         недостатки биологического и психического развития;
-         недостатки подготовленности класса.
 
2.     Место урока в изучаемой теме:
-         характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.
 
3.     Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
 
4.     Характеристика плана урока:
-         содержание учебного материала;
-         методы обучения;
-         приёмы обучения;
-         формы организации познавательной деятельности.
 
5.     Как был построен урок в соответствии с планом:
-         разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
6.     Структурный аспект самоанализа урока:
-         анализ каждого элемента урока;
-         его вклад в достижение результата;
-         доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
 
7.     Функциональный аспект:
-         насколько структура урока соответствовала общей цели;
-         соответствие возможностям класса;
-         анализ стиля отношений учителя и учащихся;
-         влияние на конечный результат урока.
 
8.     Аспект оценки конечного результата урока:
-         формирование универсальных учебных действий на уроке;
-         определение разрыва между общей целью урока и  результатами урока;
-         причины разрыва;
-         выводы и самооценка.
 
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА
 
             I. Краткая общая характеристика класса
1.     Общая подготовленность класса:
-         умение детей работать в парах;
-         умение детей работать в малых группах;
-         умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
-         умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
2.     Общая характеристика общения.
3.     Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
4.     Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
5.     Общая характеристика освоения программы к этому времени.
 
II. Анализ эффективности проекта урока
1.     Реальность цели урока.
2.     Каким образом организовать  работу на уроке?
3.     Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
4.     Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
5.     Что знают ученики об изучаемом понятии?
6.     Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
7.     Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
8.     Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?
9.     Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10.           Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
11.           Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
12.           Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
 
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
1.     Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2.     Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
3.     Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
4.     При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла  на дальнейший ход ее решения?
5.     Была ли принята учебная задача учащимися?
6.     Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7.     Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
8.     Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9.     Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
10.           Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
 
IV. Оценка целостности урока
1.      Насколько содержание  урока соответствовало требованиям ФГОС?
2.       На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
3.      Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.
4.      Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.
Типы современного урока.

 

Приложение № 5
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. 

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. 
Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам)
  • дает учителя от непродуктивной рутинной работы);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. 
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.


Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. 
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм. 
Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр. 
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. 
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. 


Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС
Дата_______ Урок (предмет, тема)_______________________________________________
класс_____________ ФИО учителя_______________________________________________
3- показатель наблюдается у ВСЕХ учащихся (от 90 до 100%);
2 - показатель наблюдается у БОЛЬШЕЙ части учащихся (от 50 до 90%);
1- показатель наблюдается у МЕНЬШЕЙ части учащихся (от 30 до 50 %).

Критерии

Показатели

Балл

1.

Учебно-познавательная атмосфера урока

Школьники увлечены и участвуют в различных видах деятельности, активно проявляют интерес к учебному процессу.

 

2.

Учебная
самостоятельная
деятельность

Школьники проявляют:
- активность при выполнении заданий,
-самостоятельность при выполнении заданий

 

3.

Работа с учебной информацией

Школьники работают с разными источниками информации, понимают и выполняют предложенные учителем задания, адекватно формулируют ответы на поставленные вопросы.

 

4.

Взаимопонимание и взаимодействие учителя и учащихся

Школьники понимают учителя, знают, что должны делать, действуют самостоятельно и эффективно.

 

5.

Формирование УУД

 

личностные

Школьники проявляют личностное отношение к процессу обучения: позитивное - к учителю, сверстникам, учебной деятельности; этические чувства (стыд, вина, совесть, как регуляторы морального поведения); понимают чувства других людей.

 

 

коммуникативные

Школьники адекватно используют речь для диалога и согласования действий с партнером или учителем. Конкретно и ясно излагают содержание и отвечают на поставленные вопросы, убедительно аргументируют и представляют выполненное задание.

 

 

регулятивные

Школьники регулируют собственную учебную деятельность: принимают и выполняют учебные задания; планируют свою деятельность; вносят коррективы в собственную деятельность.

 

6.

Компетентность

Школьники самоопределяются к обучению по теме и самоорганизуются для выполнения учебных заданий, используя знания и умения.

 

7.

Рефлексивная
деятельность

Школьники самостоятельно и адекватно оценивают собственные достижения и результаты других учащихся, анализируют успехи и неудачи, предлагают способы их устранения.

 

8.

Результативность

Школьники выполняют диагностические контрольные и творческие задания с положительной оценкой.

 

9.

Использование дидактического электронного сопровождения (ДЭС)

Использование ДЭС оправдано обеспечивает достижение цели урока

 

Сумма баллов

 

                           ШАБЛОНЫ технологических карт урока
Ф. И. О. педагога: ................................. 
Предмет: .............................................. 
Класс: .................................................. 
Тип урока: ............................................



Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала

 

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

Технологическая карта с методической структурой урока


Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 
Контакты

607220, Нижегородская обл.,

г. Арзамас, ул. К. Маркса, 36.

Приемная комиссия: 8 (83147) 9-54-10

Также вопросы можно задать

в официальной группе вконтакте