18-19 апреля 2024 года
II Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в методике преподавания гуманитарных дисциплин»
25-26 апреля 2024 года
Всероссийская научно-практическая конференция «Семья как стратегический ресурс развития российского общества и государства»
16-18 мая 2024 года
Международная научно-практическая конференция «Web-технологии в образовании: традиции, инновации, опыт»
26-27 сентября 2024 года
Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Современные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России и за рубежом»
24-25 октября 2024 года
ХVIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения»
19 ноября 2024 года
Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическое образование: традиции и инновации, пространство и возможности»
20 ноября 2024 года
Всероссийская научно-практическая конференция «Наука молодых»
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)
Один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, ещё при жизни признанный главой русской литературы. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения – толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).
Творчество Л. Толстого ознаменовало новый этап в русском и мировом реализме, выступив мостом между классическим романом ХIХ века и литературой ХХ века. Писатель оказал сильное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе.
Наиболее известные произведения Льва Толстого: романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»; автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы», религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и др.
В сентябре 1869 г. Лев Толстой поехал в Пензенскую губернию покупать имение. Ночь застала его в Арзамасе, и он решил заночевать в гостинице – Стрегулинских номерах. Здание это было построено из красного кирпича с белыми наличниками на окнах. Узкая, мрачная улица освещалась скудно и не удивительно, что и в самой гостинице, расположенной на такой улице, было мрачно и неуютно. И вот, находясь в полутемном гостиничном номере, слабо освещенном огоньком керосиновой лампы, писатель испытал чувство большого внутреннего страха и «арзамасской тоски».
Вот как он писал об этом жене 4 сентября из Саранска: «Я второй день мучаюсь беспокойством… Третьего дня в ночь я ночевал в Арзамасе, и со мной было что-то необыкновенное. Было 2 часа ночи, я устал страшно, хотелось спать и ничего не болело. Но вдруг на меня нашла тоска, страх, ужас, такие, каких я никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии; но подобного мучительного чувства я никогда не испытывал, и никому не дай Бог испытать. Я вскочил, велел закладывать».
Спустя 15 лет, вспоминая о кошмарной ночи, проведённой в Арзамасе, Толстой начинает писать свою «мрачную» повесть «Записки сумасшедшего».
Впервые о замысле повести он упоминает 30 марта 1884 года в дневнике: «Пришли в голову «Записки не сумасшедшего». Как живо я их пережил…»
«Мы подъезжали к городу Арзамасу. Ехали, ехали в темноте, ужасно мне казалось долго. Народ весь уж спал. Показались в темноте домишки, зазвучал колокольчик и лошадиный топот, особенно отражаясь, как это бывает, около домов. Дома пошли кое-где большие белые. И всё это невесело было. Я ждал станции, самовара и отдыха – лечь. Вот подъехали, наконец, к какому-то домику с столбом. Домик был белый, но ужасно мне показался грустный. Так что жутко даже стало. Я вылез потихоньку. Сергей бойко, живо вытаскивал что нужно, бегая и стуча по крыльцу. И звуки его ног наводили на меня тоску. Я вошёл, был коридорчик, заспанный человек с пятном на щеке, пятно это мне показалось ужасным, показал комнату. Мрачная была комната. Я вошёл, ещё жутче мне стало. Но я не мог больше терпеть, разбудил сторожа, разбудил Сергея, велел закладывать, и мы поехали. На воздухе и в движении стало лучше. Но я чувствовал, что что-то новое осело мне на душу и отравило всю прежнюю жизнь».
Повесть осталась неоконченной, хотя писатель возвращался к ней в 1887, 1888, 1896 и 1903 годах. Но именно в ней появилось устойчивое выражение, как «испытать арзамасский ужас». Чем же было вызвано это мучительное чувство, пережитое в Арзамасе Толстым? Сын писателя, Сергей Львович, считал, что это был болезненный припадок на почве болезни печени, и возможно, вызванный также переутомлением от умственного труда.
Источники:
Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. – М.: Художественная литература, 1982. – Т. 12.