Нижегородское краеведение - Предмет краеведения

27 марта 2023 года

V Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции языкового образования: опыт, проблемы, перспективы»

31 марта 2023 года

Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы образования, науки и культуры в интересах устойчивого развития» г. Эркнер.

20-21 апреля 2023 года

Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в методике преподавания гуманитарных дисциплин»

25-26 апреля 2023 года

Международная научно-практическая конференция «Коррекционное сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (межкафедральная)

28-29 апреля 2023 года

Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы права глазами молодых ученых»

18-19 мая 2023 года

VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Православие и русская литература: вузовский и школьный аспект изучения»

18-19 мая 2023 года

Международная научно-практическая конференция «Образовательные web-технологии в реализации требований современных ФГОС»

май 2023 года

Региональная научно-методическая конференция «Арзамасские Золотовские чтения»

21-23 сентября 2023 года

Всероссийский (с международным участием) научный методологический семинар по истории психологии и исторической психологии «Арзамасские чтения — 5»

Нижегородское краеведение - Предмет краеведения

Краеведческой направленности образования в России всегда уделялось большое внимание. Так, например, сведения краеведческого характера содержатся уже в летописях и различных государственных документах XV-XVI вв. Начиная с середины XVIII века, в России началась работа по изучению и описанию различных областей и регионов страны. В 1777 г. в связи с губернской реформой Сенатом был издан Указ о составлении топографических описаний всех губерний России и о сборе сведений о природе, культурно-историческом прошлом и современной хозяйственной деятельности населения. На фоне становления научного краеведения зарождалось и развивалось школьное краеведение. Важную роль в его развитии сыграл выдающийся отечественный педагог К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение познания своего края. Идея школьного краеведения нашла свое отражение в педагогических трудах А.С. Баркова, В.Г. Белинского, Д.Д. Семенова и других.

Новый импульс в развитии краеведения произошел в советский период. В Постановлении ЦК ВКП(б) 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» было указано на необходимость ввести в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории элементы краеведения. Во второй половине XX века в связи с реформой общеобразовательной профессиональной школы стало уделяться больше внимания профессиональной ориентации учащихся с учетом региональной направленности. В связи с этим в новых программах по учебным предметам было отведено значительное место изучению своей области, края, республики. Региональная компонента стала составной частью таких предметов, как география, история, литература и других.

В постсоветский период материал краеведческого содержания стал широко внедряться в школы и вузы во многих регионах России. Большое значение школьному и вузовскому курсам краеведения уделял выдающийся современный исследователь А.В. Даринский. По его мнению, Россия в силу своей огромной территориальной протяженности, разнородности природных условий, исторического прошлого, состава населения, его традиций и культуры, уровня экономического развития располагает всеми необходимыми предпосылками для реализации краеведческого принципа в образовании. Региональные различия природных условий страны должны быть отражены в содержании прежде всего таких предметов, как география, экология, биология, природоведение. Не менее важно для отбора содержания образования учитывать различия между регионами в их культурно-историческом прошлом. Различия в содержании исторической памяти народов, населяющих разные регионы России, имеют существенное значение при освоении предметов гуманитарного цикла – истории, русского языка, литературы. Вопросам регионализации образования в школе и вузе в настоящее время уделяют серьезное внимание нижегородские и арзамасские ученые – Л.В. Загрекова, В.В. Николина, Г.С. Камерилова, Н.Ф. Винокурова, В.А. Шеманаев, А.П. Мельникова, М.С. Любов и другие.

Краеведческий подход в преподавании школьного курса географии получил достаточное обоснование в работах В.В. Николиной, которая считает, в частности, что цели реализации краеведческого подхода направлены на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, на воспитание личной сопричастности культуре своего края – «малой Родины».

Реализация краеведческого подхода в средней школе осуществляется через систему поэлементного изучения своего края во многих учебных дисциплинах, особенно в курсе географии. Новые подходы к содержанию образования, усиление роли краеведческого принципа в обучении ориентируют практических работников образования на введение в учебные планы национально-регионального и школьного компонентов – с начальных классов, а в среднем звене – на введение самостоятельной специальной дисциплины «Краеведение» (или «Мой край»). В старших классах более глубокое изучение своего края осуществляется по разным направлениям: комплексное краеведение, изучение исторических, культурологических, географических и других аспектов. Наряду с географией, историей, экологией в реализации краеведческого принципа заметную роль играет родной язык и литература. Ряд специалистов – языковедов и педагогов – рассматривают язык как культурно-историческую среду, указывая на необходимость включения местного языкового материала в базовое образование по предмету. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны (республики, области, края) в системе различных составляющих: природа, хозяйство, история, население, его культура, традиции, язык, быт и т.д. В соответствии с заявленными аспектами краеведение по содержанию может быть географическим, биологическим, историческим, этнографическим, литературным, этнолингвистическим и т.д. Нижегородский край изучается довольно давно. Так, ещё в XIX веке рельеф и почвы Нижегородской губернии исследовал В.В. Докучаев, а растительный покров – А.Н. Краснов. В XX веке изучение природы Нижегородья продолжили А.С. Фатьянов, С.С. Станков, Д.С. Аверкиев, Б.Ф. Добрынин, М.В. Студеникин, Н.М. Шомысов. Вопросами геологии в Нижегородском Поволжье занималась Г.С. Кулинич.

В настоящее время научную работу по геологии продолжает Б.И. Фридман, которым написано большое количество трудов по вопросам геологического и геоморфологического строения Нижегородской области. Благодаря трудам Б.И. Фридмана, А.А. Терентьева, Ф.М. Баканиной, С.Н. Пияшевой на кафедре физической географии Нижегородского педагогического университета сложилось новое направление в физической географии – территориальный анализ взаимосвязанных изменений в ландшафтных системах. У истоков направления стояли выдающиеся учёные А.С. Фатьянов и А.Т. Харитонычев. Чрезвычайно большой вклад в развитие географии нашей области внёс другой крупный учёный-краевед Л.Л. Трубе, перу которого принадлежит около 350 научных работ. Изучением ландшафтов в Нижегородской области, созданием прогнозных и инженерно-географических карт занимался Э.Г. Коломыц, исследованием географии городов, оптимизации городского ландшафта, оценкой условий природной среды занимались Ф.М. Баканина, И.К. Орфанов, В.М. Смирнова. Основателями этого направления в Нижегородской области по праву следует считать А.И. Климова и Л.Л. Трубе.

В последние годы активно исследуется экологическая си¬туация в области, данные работы проводятся Н.Ф. Винокуровой, Г.С. Камериловой, Н.Н. Копосовой, В.П. Воротниковым, О.В. Глебовой, А.А. Юртаевым и др. Экологическими исследованиями Нижегородской области занимаются такие видные ученые, как Д.Б. Гелашвили, С.В. Бакка, А.Г. Охапкин и др. Население области исследуют А.Г. Вознесенская и О.В. Аракчеева. Методические вопросы изучения географии Нижегородской области разрабатывает В.В. Николина.

Изучением Нижегородского края занимаются и арзамасские ученые. Экологические исследования Нижегородской области проводили А.Г. Сидорский, А.П. Киндеров, И.А. Малинина и некоторые другие. Большой вклад в развитие археологии и этнографии Нижегородского края внес В.Н. Мартьянов. В настоящее время на кафедре биологии и географии Арзамасского филиала ННГУ сформировалось новое научное направление: «Мониторинг состояния окружающей среды», в разработке которого принимают активное участие Е.Ф. Малафеева, Д.М. Кривоногов, Т.А. Кончина, В.А. Шеманаев, А.П. Мельникова, С.Н. Трифонова, М.С. Любов, Е.А. Калюжный и другие. На историко-филологическом факультете краеведческой тематикой в рамках своего научного направления занимаются Л.А. Климкова, О.В. Никифорова, Е.Ю. Любова, Ю.А. Курдин, Н.В. Хорева и другие.

Краеведение – это комплексная дисциплина, которая связана со многими естественными и гуманитарными науками. Следовательно, предметом изучения краеведения на данной территории являются природные объекты: формы рельефа, геологические породы и полезные ископаемые, погодно-климатические условия, внутренние воды (реки, озера, болота и др.), почвы, растительность (лесная, луговая, степная, водная и др.), животный мир (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые и т.д.). Важным объектом краеведения выступает население (численность, воспроизводство, состав, размещение, миграции), его хозяйственная деятельность (промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты, транспортная инфраструктура и т.д.). Составной частью общего краеведения являются историческое и этнографическое краеведение (история края, памятники истории и культуры и т.п.), а также искусствоведческое, литературное, этнолингвистическое краеведение.

Изучать родной край методически целесообразно посредством различных источников краеведческих знаний. Важнейшим источником таких знаний является изучение природы и ее отдельных компонентов во время экскурсий и туристических походов по родному краю. При этом приоритетное значение отводится наблюдению и описанию самих объектов природы в соответствии с методикой полевых исследований: геологических обнажений, различных форм рельефа, характерных для данной местности, водоемов, почвенно-растительного покрова и животных (в частности птиц), обитающих в данном регионе. Изучение природных объектов на местности рационально проводить с использованием местных топографических карт. Особая роль отводится наблюдениям за погодой и фенологическими процессами, которые необходимо проводить в течение длительного промежутка времени (месяца, сезона, года и т.д.). Теоретическими источниками знаний выступают в первую очередь литература краеведческого характера, местные периодические издания (газеты, статьи в журналах и т.п.), а также архивные документы. Одним из основных источников при изучении края служат данные государственной статистики и ежегодные отчеты краевой администрации о социально-экономической ситуации и экологической обстановке региона (области, города, села и т.п.). Ценным хранилищем информации являются краеведческие музеи, в определенной степени – памятники архитектуры и культуры. Безусловно, знания о родном крае необходимо черпать и из устных источников. Язык, как древнейший способ общения людей, хранит богатейшие сведения о жизни в различные эпохи. Языковым каналом передачи этих сведений является устное народное творчество – сказки, былички, народные песни и т.п. В качестве устного источника могут выступать и рассказы ныне живущих людей. Несомненный интерес для исследователей края представляет языковой региональный материал, в котором на вербальном уровне отразились мировоззрение, мировосприятие, культура, быт, обычаи и традиции народа.

Формы краеведческой работы могут быть различны. Кроме традиционных (изучение теоретического краеведческого материала в аудитории или классе), существуют и другие способы познания своего региона. Это кружки, факультативы, курсы по выбору, олимпиады, экскурсии, выполнение научно-исследовательских работ по краеведению, организация школьного краеведческого музея и т.п.

Таким образом, сущность предмета краеведения состоит в выявлении географических особенностей региона, истории его развития, специфики экономики, своеобразия быта, традиций, языка и культуры населения изучаемого края. Краеведческий принцип в обучении следует трактовать как отражение в содержании образования природного, социально-исторического, экономического, этнокультурного и экологического своеобразия региона.

 
Контакты

607220, Нижегородская обл.,

г. Арзамас, ул. К. Маркса, 36.

Приемная комиссия: 8 (83147) 9-54-10

Также вопросы можно задать

в официальной группе вконтакте