Нижегородское краеведение - Экономика

18-19 апреля 2024 года

II Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в методике преподавания гуманитарных дисциплин»

25-26 апреля 2024 года

Всероссийская научно-практическая конференция «Семья как стратегический ресурс развития российского общества и государства»

16-18 мая 2024 года

Международная научно-практическая конференция «Web-технологии в образовании: традиции, инновации, опыт»

26-27 сентября 2024 года

Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Современные проблемы и перспективы развития туризма и гостеприимства в России и за рубежом»

24-25 октября 2024 года

ХVIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения»

19 ноября 2024 года

Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическое образование: традиции и инновации, пространство и возможности»

20 ноября 2024 года

Всероссийская научно-практическая конференция «Наука молодых»

Нижегородское краеведение - Экономика

Нижегородский регион является старейшим индустриально развитым центром, промышленным ядром Волго-Вятского экономического района. Область дает 3/5 его промышленной продукции и определяет во многом его экономическую специализацию в масштабе страны в транспортном машиностроении, электротехническом, приборостроительном производствах, станкостроении, химической, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. На долю промышленности приходится 9/10 всей продукции хозяйства области. Таким образом, ведущее значение в экономике области принадлежит промышленности. Главными отраслями промышленности области являются машиностроение и металлообработка. Это известное на всю страну производство автомобилей, тягачей, речного и морского транспорта, двигателей, станков, газомотокомпрессоров, различных приборов и аппаратуры и т.д. Важным подразделением промышленности стала химическая и нефтехимическая промышленность, а также лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Определённое значение в экономике области играет чёрная металлургия, для удовлетворения потребностей населения имеется широкая сеть предприятий лёгкой и пищевой промышленности.

Энергетической базой для успешного развития промышленности служат электростанции: Балахнинская ГЭС, Игумновская (в районе г. Дзержинска), Нижегородская (Горьковская) ГЭС (у Городца на Волге), Автозаводская ТЭЦ, Сормовская ТЭЦ, Дзержинская ТЭЦ, Кстовская ТЭЦ.

На развитие промышленности оказывает сильное влияние железнодорожный, водный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Одним из крупнейших транспортных узлов в России является Нижний Новгород.

Ведущие отрасли промышленности работают в основном на дальнепривозном сырье и топливе, так, нефть и газ идет из Поволжья и Сибири, лес и металл – с Урала и из Европейского севера, лен и ткани – из Центрального района, зерно – с Поволжья и из Центрально-Черноземного района. Таким образом, в промышленности Нижегородской области доминируют обрабатывающие отрасли («верхние этажи»). В них происходит углубленная специализация – технологическая, предметная, подетальная, следовательно, развиваются связи по кооперированию.

Высокий уровень развития отраслей перерабатывающей промышленности объясняется многими факторами, среди которых: отсутствие топливно-сырьевых баз, наличие хорошо развитых транспортных путей, наличие квалифицированных кадров, близость потребителей, относительно хорошее водоснабжение.

Итак, крупнейшими отраслями промышленности области являются машиностроение и металлообработка. Машиностроение составляет 45% промышленного производства. Согласно экспертной оценке, промышленность региона специализирована на транспортном машиностроении – автостроении, судостроении и самолетостроении. Крупный бизнес в этих отраслях представлен такими корпорациями, как «Группа ГАЗ», «Ростехнология», «Росатом», «Объединенная судостроительная корпорация» – в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Арзамасе, Балахне, «Объединённая металлургическая компания» – в Выксе.

Крупнейшим центром машиностроения в регионе является Нижний Новгород, с развитым производством машин, автомобилей и иных транспортных средств, оборудования, электроники и электротехники. 67% общего объёма оборота промышленных предприятий города занимает производство транспортных средств и оборудования. Ведущими предприятиями в различных отраслях машиностроения и металлообработки являются: «Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И.И. Африкантова», «Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е. Седакова» (атомная промышленность), «Горьковский автомобильный завод» (автомобилестроение), «Нижегородский машиностроительный завод», «РУМО», «Красная Этна» (машиностроение), «Сокол», «Гидромаш», ПКО «Теплообменник» (авиастроение), ФГУП «Нижегородский НИИ радиотехники», «Нител» (радиоэлектроника), «Красное Сормово» и «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» (судостроение). «Нижегородский завод им. Г.И. Петровского» – единственный в России производитель «чёрных ящиков». Также тяжёлая индустрия города представлена «Горьковским металлургическим заводом» (выпускает сталь, горячий прокат, инструменты). В 2009 году Нижний Новгород был выбран в качестве одной из пяти экспериментальных площадок, где будет выполняться утилизация старых автомобилей в рамках государственной программы.

В других городах области машиностроение и металлообработка представлены: судостроением в Навашине и Чкаловске, моторостроением в Заволжье, приборостроением в Арзамасе, металлургией в Выксе. В обрабатывающей отрасли сосредоточено наибольшее количество инновационно-активных предприятий региона.

Лёгкая и пищевая промышленность реализуется чулочно-трикотажными, кожевенно-обувными, швейными предприятиями, мясокомбинатами, колбасными заводами, молочными комбинатами, пивзаводами, кондитерскими фабриками и т.п. Предприятия пищевой промышленности имеются в ряде городов области – в Арзамасе, Дзержинске, Лукоянове и т.д.

В области работает ряд предприятий деревообрабатывающей и полиграфической отраслей, а также значительное число предприятий по производству строительных материалов (заводы железобетонных конструкций, асфальтобетонные и т.п.). В 2012 году в Нижнем Новгороде было закончено строительство крупнейшего в Европе завода по производству кровельных материалов. Инвестором выступила французская компания Onduline.

Химическая промышленность области производит продукты органического синтеза, пластмассы и синтетические смолы, оргстекло, лаки, краски, ядохимикаты и др. Основными ее центрами являются Дзержинск и Нижний Новгород. ОАО «Оргсинтез» – одно из крупнейших предприятий лесохимической промышленности в России.

В Нижнем Новгороде работает завод «НИЖФАРМ» – один из крупнейших производителей лекарств в России.

Стекольная промышленность сосредоточена в городе Бор, где находится крупнейшее в России предприятие – производитель полированного, автомобильного стекла и стеклопосуды: Борский стекольный завод.

Тепло- и энергообеспечение Нижнего Новгорода в настоящий период осуществляют Автозаводская ТЭЦ электрической мощностью 580 МВт, Сормовская ТЭЦ (ТГК-6) – 340 МВт. В 60 км от города находится Горьковская ГЭС. Нижний Новгород расположен в энергодефицитном регионе. Это в числе прочих причин обусловлено отменой в конце 1980-х годов строительства Горьковской АЭС. В 2009 году инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области одобрил проект строительства в Нижнем Новгороде парогазовой ТЭЦ электрической мощностью 900 МВт и тепловой мощностью 840 Гкал/час. К 2016 году планируется ввести в эксплуатацию первый блок Нижегородской АЭС (Навашинский район).

В машиностроительном и металлообрабатывающем комплексе области занята примерно половина промышленных рабочих. На его долю приходится около 1/2 всей промышленной продукции. Машиностроение образует ярко выраженный производственный цикл, сердцевину которого составляет транспортное машиностроение: автомобилестроение, судостроение, железнодорожное и авиационное. Наиболее развитой отраслью является автомобилестроение. Крупнейший автомобильный завод ГАЗ находится в Нижнем Новгороде, он выпускает грузовые и легковые автомобили. Завод связан со многими другими предприятиями области и предприятиями за ее пределами. Это заводы, выпускающие комплектующие узлы и детали, изделия для автомобильной промышленности: Заволжский моторостроительный, Лысковский электротехнический, Павловский инструментальный, Борский стеклозавод, Богородский кожевенный завод, завод «Красная Этна» (крепёж), а также: автобусный завод в Павлове, завод гусеничных тягачей в Заволжье, в Арзамасе – завод автозапчастей, заводы Коммаш, Легмаш и др. Автомашины поступают также из Кирова и Саранска, автоприборы – из Владимирской области. В последнее десятилетие ГАЗ из завода преимущественно грузовых автомобилей превратился в завод преимущественно легковых машин, что явилось итогом экономических реформ. За все годы деятельности ГАЗом освоено несколько десятков моделей марки «ГАЗ» с бензиновыми и дизельными двигателями, в последние годы налажен выпуск легких грузовиков «Газель», начинается выпуск моделей «Соболь», «Садко», «Волга-3110».

Судостроение, в отличие от автомобилестроения, – старая отрасль нижегородской промышленности. Судостроительные предприятия размещены в Нижнем Новгороде, Сормове, Навашине, Городце, Чкаловске. Выпускают речные и морские суда, дизель-электроходы, железнодорожные паромы, суда на подводных крыльях, плавучие краны, подводные лодки, кроме того, производится судоремонт.

К предприятиям железнодорожного машиностроения можно отнести Первомайский машзавод, производящий основную часть тормозных механизмов для рельсового подвижного состава на железнодорожном транспорте, на линиях метро и трамваях.

Авиационное машиностроение представлено производством истребителей (завод «Сокол»), в настоящее время организуется производство гражданских самолетов «Гжель» и ЯК. Завод «Сокол» относится также к военно-промышленному комплексу, в состав которого входят «Гидроман», «Теплообменщик», «Термаль», «Эталон», «Орбита», приборостроительный и «Рикор-Электроникс» в Арзамасе, «Авангард» в Сарове и др.

Станкостроительная и металлообрабатывающая промышленность размещена в Нижнем Новгороде, Павлове, Ворсме, в р.п. Сосновское, Вача и других районах Волжско-Окской зоны. Производятся фрезерные станки, станки ЧПУ (с числовым программным управлением), металлоизделия (замки, ножи, вилки и т.д.), инструменты, а также бытовые и медицинские приборы.

Производится в области и оборудование для пищевой промышленности (мельничные комплексы в Нижнем Новгороде).

Химический и химико-лесной комплекс в Нижегородской области сформировался за годы Советской власти. Химическая промышленность начала развиваться в области с нуля, а сейчас занимает второе место, после машиностроения. В Дзержинске производят серную кислоту, каустическую соду, оргстекло, пластики, минеральные удобрения, лакокраски, ядохимикаты, моющие средства и многое другое. Центром нефтеперерабатывающей промышленности является г. Кстово, где построен в 1957 г. нефтепереробатывающий завод. Здесь производят бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, масла, парафин и другие нефтепродукты, а также этилен, пропилен, бензол, которые по продуктопроводу идут в г.Дзержинск. Лесохимическая промышленость сосредоточена в гг. Нижний Новгород, Урень, поселках Вахтан, Ветлужский, Красные Баки (производят канифоль, лаки, скипидар и др.).

Лесопромышленный комплекс также является важнейшей составляющей нижегородской промышленности (лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная). Первоначальное развитие этой отрасли объяснялось наличием больших запасов древесины (особенно в Заволжье). В настоящее время сырьевая база лесной промышленности истощилась. Производство конструкционных и пиломатериалов сосредоточено в Семенове, Сяве, Вахтане, Выксе, Мухтолове, Первомайске, Нижнем Новгороде, на Бору. Мебельные фабрики – в Городце, Нижнем Новгороде, на Бору, в п. Сатис. Крупное производство ДВП (древесно-волокнистых плит) создано близ Выксы. Целлюлозно-бумажный комбинат построен в Балахне и Правдинске, кроме того, картон производят в Ветлужском районе.

Строительный комплекс включает в себя добычу строительного сырья, производство стройматериалов и выполнение строительства. В Кулебакском, Перевозском и Бутурлинском районах добывают доломит (щебень), в Арзамасском – гипс. Красный кирпич производят в Нижнем Новгороде и на многих заводах области (Богородск, Ужовка). Белый кирпич (силикатный) производят в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Навашине, на Бору. Стекольная промышленность развита на Бору, в Лукояновском, Балахнинском, Варнавинском районах.

На Борском стеклозаводе производят оконное стекло, трехслойные автомобильные стекла – триплекс, стеклянную и хрустальную посуду. Но работает Борский завод на привозном сырье (песок). На основе местных стекольных песков действовали заводы в Лукояновском и Варнавинском районах, производя бутылочную стеклопосуду. В комплекс стройматериалов входят также производство различных железобетонных конструкций (плит, блоков, панелей и т.п.). Такие предприятия действуют в городах: Дзержинск, Арзамас, Бор, Кстово, Богородск, Выкса, Саров, Лукоянов и др. Для предприятий стройматериалов характерно стационарное размещение, а для строительных подразделений – мобильность.

Топливно-энергетический комплекс в основном ориентирован на привозное сырье. В качестве местного топлива в XX веке использовали торф и дрова, которые в топливном балансе области не превышали 2%. Привозными энергоносителями являются газ, нефть (топочный мазут), уголь. По производству электроэнергии область находится на 29-м месте в России и на 7-м месте в ПФО. Электроэнергетика в области представлена восемью электростанциями. Старейшей является Балахнинская ГРЭС, начинавшая работать еще на торфе. В настоящее время она работает в режиме ТЭЦ на газе. В довоенное время были построены Автозаводская, Игумновская ТЭЦ, после войны – Сормовская, Дзержинская, Новогорьковская (Кстово), Саровская. В середине 50-х годов XX в. около Городца на Волге была введена в строй Горьковская ГЭС. Таким образом, в области действует семь тепловых и одна гидроэлектростанция. В 2016 г. планируется пуск АЭС. Все ТЭЦ, кроме электричества, вырабатывают промышленное и бытовое тепло. Они в ближайших городах и обеспечивают теплоснабжение. В других городских поселениях теплофикация осуществляется благодаря котельным.

Часть электроэнергии в Нижегородскую область поступает из соседних регионов: Татарстана, Чувашии, Костромской и Самарской областей.

Металлургический комплекс в Нижегородской области представлен черной металлургией. В 90-е годы XX в. металлургический комплекс давал 5% стоимости всей промышленности области. Металлургия, как и судостроение, является старейшей отраслью в области. Она формировалась на местных рудах в середине XVIII века в Выксе и в XIX веке в Кулебаках и Ташине (Первомайск). В настоящее время Выкса стала крупным металлургическим центром в области, где кроме выплавки металла производят цельнокатанные колеса для железных дорог и электросварные трубы. Кроме Выксы и Кулебак металлургические заводы имеются в Нижнем Новгороде и на Бору.

Основу комплекса товаров народного потребления и сферы услуг составляет легкая промышленность, в частности, швейная и обувная, а также кожевенная, меховая, кошмоваляльная, сетевязальная. Среди товаров народного потребления возрастает значение продукции машиностроения, металлургии, химии. Это радиоаппаратура, стиральные машины, телевизоры, утюги, домашняя посуда, мотоциклы, легковые автомобили и т.п.

Предприятия легкой промышленности, в частности швейные объединения, размещены в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Богородске, Балахне, Арзамасе, Мухтолове, Большом Мурашкине, Сергаче, Шахунье, Княгинине. Сетевязальное производство – в Решетихе, канатное производство – в Горбатове и Дзержинске, переработка льна – в северных районах области, в Нижнем Новгороде, в Спасском и Починковском районах. Кошмоваляльное производство – в Арзамасе, кожевенное – в Богородске. Продукция предприятий тяжелой промышленности (швейные, стиральные, легковые машины, радио- и электроаппаратура и др.) производится на многих заводах области. На ГАЗе делают легковые машины «Волга», стиральные машины, велосипеды. На заводе «Красная Этна» – металлоизделия для потребителя, на заводе «Красное Сормово» – стиральные машины «Волна», на заводе «Термаль» – утюги и ультраволновые печи. Предприятие НИТЕЛ изготавливает телеаппаратуру, на приборостроительном заводе в Арзамасе – счетчики воды и газа, в Сарове – медицинскую аппаратуру, в Павлове – столовые приборы, ножницы и т.п.

Агропромышленный комплекс (АПК) включает три основные сферы:

1) отрасли тяжелой промышленности, обслуживающие данный комплекс (сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений и ядохимикатов, строительство и т.п.);

2) отрасли сельского хозяйства – растениеводство и животноводство;

3) пищевая промышленность, предприятия по заготовке, транспортировке и хранению сельскохозяйственной продукции.

Основой АПК выступает сельское хозяйство. В животноводстве занято 70% сельскохозяйственных организаций, а 30% занимаются растениеводством.

В растениеводстве более половины посевных площадей занимают зерновые культуры, причем в последние 10 лет они увеличились на 5%. Выращивают пшеницу (озимую и яровую), рожь (озимую), ячмень, овес, гречиху, просо, кукурузу (на зерно и как кормовую). Посевы ржи, гречихи сосредоточены в основном в Заволжских районах, озимой и яровой пшеницы – повсеместно, проса и кукурузы – в Правобережье.

Под кормовыми культурами (кормовая свекла, турнепс, кукуруза на силос, люцерна, клевер, вика и др.) площадь посевов в последние годы несколько сократилась.

Доля технических культур составляет лишь 2% площади посевов. В Заволжской зоне сеют преимущественно лен, на юго-востоке Правобережья выращивают сахарную свеклу, в Починковском районе – коноплю.

Картофель и овощи занимают до 15% посевных площадей. Картофель выращивают практически повсеместно по области, а овощные культуры (капуста, морковь, лук, свекла) концентрируются вблизи крупных городов – Нижнего Новгорода, Кстова, Богородска, Арзамаса, Балахны и др. Вблизи крупных городов развито тепличное хозяйство по выращиванию огурцов, томатов и других культур. Кроме того, на небольших площадях в области выращивают горох, рапс, подсолнечник, сою.

В животноводстве основная часть поголовья животных, около 80%, приходится на крупный рогатый скот (КРС), преимущественно черно-пестрой породы, а также бурой швицкой породы; более 10% составляет поголовье свиней, около 5% – птицы (в основном бройлеры и яйценосные куры), остальное приходится на мелкорогатый скот (МРС), почти исключительно овец. Кроме того, в области имеет место прудовое рыбоводство, разводят пушных зверей и пчел.

Следует заметить, что в индивидуальных фермерских хозяйствах (их в области более 3 тысяч) и личных подсобных хозяйствах (более 540 тысяч) могут выращиваться в небольших объемах и другие сельскохозяйственные культуры и разводиться виды животных иногда даже экзотических для нашего региона (например, страусы, перепела).

Пищевая промышленность сосредоточена главным образом в крупных городах и наиболее населенных районах. В Нижнем Новгороде функционирует целый ряд предприятий пищевой промышленности: 5 заводов масложировой промышленности, 26 хлебопекарных предприятий, не считая мини-пекарни, кондитерские и макаронные фабрики, 3 ликеро-водочных завода, 2 винодельческих, пивоваренный завод и несколько минипивзаводов, филиал фирмы «Кока-Кола». В городе 3 крупных и несколько небольших предприятий мясной промышленности. Два крупных молочных комбината, хладокомбинат, Сормовское рыбное хозяйство и мукомольное производство.

В Арзамасе расположены мясокомбинат, молокозавод, кондитерская фабрика, пивзавод, хлебопекарни, овощесушильный завод. Мясокомбинаты, помимо Нижнего Новгорода и Арзамаса, размещены еще в Дзержинске, Выксе, Дивееве, Лукоянове, Шахунье, всего по области действует 12 подобных комбинатов. Во многих населенных пунктах области представлены молочные комбинаты и молокозаводы, общим количеством более 50. В Починках, Лукоянове, Княгинине, Шахунье действуют масло- и сырозаводы. В Ардатове и Починках налажено крахмалопаточное производство, а в Сергаче работает сахарный завод.

Спиртоводочные и винодельческие заводы, кроме Нижнего Новгорода и Арзамаса, размещены в Чкаловске, Ветлуге, Кошелихе и некоторых других пунктах, пивоваренные заводы – в Нижнем Новгороде, Арзамасе и Лыскове.

Транспортный комплекс, наряду с промышленностью, относится к материальному производству, является важнейшим компонентом производственной и социальной инфраструктуры. Транспорт играет важную роль в экономике страны и также нашей области, потому что промышленность области в основном ориентирована на привозное сырьё и топливо. Область имеет хорошо развитую транспортную сеть, но всё же по сравнению с европейскими странами она сильно отстаёт. Один из самых старых видов транспорта в области – водный. Судоходными реками являются Волга, Ока, Ветлуга, Сура. Крупным речным портом считается Нижний Новгород, его называют «ворота Поволжья».

В XX веке главным транспортом области стал железнодорожный. Он перевозит в 4 раза больше грузов, чем речной. Проложены пути из Нижнего Новгорода в Москву, на Киров, Воркуту, через Арзамас на юг, через Казань в Сибирь и на Дальний Восток страны. Крупными железнодорожными узлами являются Нижний Новгород и Арзамас.

Для внутриобластных перевозок широко используется автомобильный транспорт. Нижний Новгород соединен практически со всеми населёнными пунктами области автомобильными дорогами.

Через территорию области проходят трубопроводы (нефте- и газопроводы), которые идут из Поволжья и Западной Сибири, в том числе трансконтинентальный газопровод «Западная Сибирь – Западная Европа».

Вся территория области густо пересечена линиями электро-передач.

Определённое значение имеет и авиационный транспорт, используемый в основном для перевозки пассажиров и срочных грузов. Нижний Новгород является одним из крупнейших транспортных узлов России. Транспортная система Нижегородской области является составной частью производственной и социальной инфраструктуры, она обеспечивает потребности экономики и населения в транспортных услугах. Нижегородский транспортный узел – один из наиболее насыщенных и развитых в стране. Густота железных дорог составила в 2008 году 15,8 км в расчете на 1000 квадратных км территории (осталась на уровне 2000 г.). По рекам и каналам можно попасть в Балтийское, Черное, Белое, Каспийское моря с дальнейшим выходом в порты стран Скандинавии, Западной Европы, Африки и Азии. В 12 километрах от Нижнего Новгорода находится международный аэропорт, который обслуживает международные и внутренние рейсы. Транспортная сеть области объединяет 16600 км автомобильных дорог общего пользования, более 1000 км внутренних судоходных путей и 1213 км железных дорог. В 2008 году 99,4 процента протяженности автомобильных дорог общего пользования имели твердое покрытие (это больше, чем в 2000 году на 0,4 процента), из них 98,8 процента – усовершенствованное покрытие. Густота автомобильных дорог составила 198,4 км (увеличилась по сравнению с 2000 г. на 17,1%). Транспортом общего пользования в 2008 году было перевезено 38,4 млн. тонн грузов. По сравнению с 2000 годом объем перевозок грузов железнодорожным транспортом увеличился в 2,3 раза; автомобильным и воздушным – сократился, соответственно на 26,8 и 16,7 процента. Ведущее место в осуществлении грузовых перевозок занимает железнодорожный транспорт. Стабильно высокой остается его доля в общем объеме грузовых перевозок: 52,6 процента в 2008 году (в 2000 г. – 49,5%). На долю внутреннего водного и автомобильного транспорта приходилось соответственно 32,2 и 15,2 процента от общего объема грузовых перевозок. В 2008 г. объем выполненного транспортом общего пользования грузооборота составил 32,3 млрд. тоннокилометров. По сравнению с 2000 годом рост объема грузооборота был отмечен на железнодорожном и автомобильном транспорте – на 23,4 процента (или в 2,5 раза). В 2008 году всеми видами транспорта было перевезено 582 миллионов пассажиров. По-прежнему наиболее распространенным видом общественного пассажирского транспорта остается автобусный. В 2008 г. им осуществлено 61,1 процента всех пассажирских перевозок (в 2000 г. – 57,4%).

 
Контакты

607220, Нижегородская обл.,

г. Арзамас, ул. К. Маркса, 36.

Приемная комиссия: 8 (83147) 9-54-10

Также вопросы можно задать

в официальной группе вконтакте